Конференция по социальному моделированию

Конференция по социальному моделированию

Спустя десять лет после первого мирового конгресса по социальному моделированию (World Congress on Social Simulation), прошедшего в г. Киото в 2006 г., организаторы мероприятия провели своего рода ребрендинг, и теперь, мировой конгресс преобразовался в конференцию по социальному моделированию (Social Simulation Conference, SSC).

Основатели конференции нового формата те же, что и у мирового конгресса – три международные ассоциации – PAAA (Pacific-Asian Association for Agent-based Approach in Social Systems Sciences), CSSSA (The Computational Social Science Society of the Americas) и ESSA (The European Social Simulation Association), соотнесенные к различным территориям (Азия, Америка, Европа).

Важно отметить, что практически все представленные доклады относились к исследованиям, проведенным с использованием агент-ориентированных моделей. Хотя слово «агент» и не присутствует в названии конференции, но использование данного инструмента уже стало практически обязательным стандартом для анализа изучаемых предметных областей.

Итак, с 19 по 23 сентября 2016 г. в г. Рим прошла крупнейшая конференция по социальному моделированию с использованием агент-ориентированного подхода – Social Simulation Conference. В этот раз организаторы объединили два обособленных события в одном месте (второе мероприятие – 12th Artificial Economics Conference), увеличив тем самым число участников, но вместе с тем и подогрев интерес разных групп исследователей к изучению различных подходов применительно к одному объекту исследований – социальным процессам.

Conference_1.JPG

Также немаловажным моментом является четко обозначившиеся тренды в агентном моделировании:

1. Использование геоинформационных систем. Практически все представленные модели использовали ГИС в качестве среды для агентов.
2. Применение суперкомпьютерных технологий в рамках агент-ориентированных моделей. Первый же пленарный доклад был посвящен программной платформе для реализации моделей с миллионами агентов. Об этом ниже.

Ранее, мы уже рассказывали про платформу для построения крупномасштабных симуляторов транспортных потоков с использование нового языка для параллельного программирования X10, разработанную специалистами исследовательской лаборатории компании IBM в г. Токио совместно с учеными Токийского технологического института.

На конференции, первый пленарный докладчик – профессор Toyotaro Suzumura (представитель упомянутых центров) сделал доклад «Towards Billion-Scale Social Simulation» в котором рассказал про особенности разработанного симулятора транспортных потоков, построенного с использованием программной платформы XAXIS (X10-based Agent eXecutive Infrastructure for Simulation).

Conference_2.JPG

Эта платформа для имитационного моделирования работает на различных системах и на аппаратных архитектурах с числом процессоров от одного до нескольких тысяч. Спектр ее приложений достаточно широк: транспортные модели; задачи городского планирования; социальные сети; эпидемиологические модели; экологические системы; моделирование работы человеческого мозга; финансовые рынки; социально-экономические модели.

Suzumura_1.JPG

Рис. 1. Платформа XAXIS и ее приложения

Suzumura_2.JPG

Рис. 2. Архитектура XAXIS

В транспортном симуляторе каждое транспортное средство является отдельным агентом. В процессе инициализации модели вычисляется место отправления и пункт назначения для всех агентов, а в процессе симуляции агенты взаимодействуют друг с другом, что влияет на выбор маршрута, изменение скорости и полосы движения. После достижения агентом пункта назначения, он уничтожается из текущей симуляции.

Suzumura_3.JPG

Рис. 3. Концептуальная схема работы транспортного симулятора

Используя симулятор, были проведены расчеты для дорожных сетей наиболее крупных 127 городов мира с использованием карт проекта OpenStreetMap.

Suzumura_4.JPG

Рис. 4. Визуализация симуляций для некоторых мегаполисов.

В свою очередь для Японии была построена модель, виртуальная проекция дорожной сети которой включает в себя 2 552 160 дорожных отрезков и 993 731 перекрестков с числом агентов более 10 миллионов.

Suzumura_5.JPG

Рис. 5. Визуализация симуляций для Японии

Следует отметить явный интерес одного из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения – компании IBM к агент-ориентированному подходу и к разработке фреймворков для построения моделей для суперкомпьютеров.

В свою очередь, с докладом «Supercomputer Technologies in Agent — Based Models» выступили Академик РАН В.Л.Макаров, д.э.н. А.Р. Бахтизин и к.э.н. Е.Д. Сушко.

Более подробная информация о конференции находится здесь.

 

Агент-ориентированность Искусственные общества Суперкомпьютеры